Мы и ДетиRSS лента
Автор блога: Marina
Все рубрики (1)
Мастер - класс
0
Мастер – класс «Технология обучения тестопластики как средство развития творческих способностей дошкольников»
Цель: Развитие познавательных интересов (внимания, памяти, воображения), художественно эстетического вкуса, творческих способностей через тестопластику.
Задачи:
1.Познакомить с декоративно – прикладным искусствам тестопластикой.
2.Познакомить с материалами для создания выразительных образов
3.Воспитание интереса и желания к творчеству
4.Развитие творческих способностей

1 часть – Организационный момент - Теоретическое представление темы:

Материалы: фольга, корзины, картон, цветное солёное тесто, зубочистки, проволки, стеки, авторучки, стержень, палочки, салфетки, баночки для воды, кисти.
Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста (солённого, заварного, сдобного); которые используется как сувениры. В старину такие игрушки служили оберегами.
На Русском Севере на рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и раздавали родным и знакомым, приговаривая: «Пусть у вас хлеб соль водится, никогда не переводится».
А ещё в старину забавные фигурки, из соли назывались мукосольками.
Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Лепка – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания в формировании художественного вкуса, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Тесто может быть разным – зависит от соотношения воды и муки. Чем меньше воды, тем круче тесто. Если во время вымешивания тесто крошится, нужно добавить воды. Если же тесто прилипает к рукам нужно подсыпать муки.
Тесто достаточно тяжёлый материал, поэтому большие функциональные изделия делают более широкими у основания или используют готовую форму. Поделки можно изготовить из белого теста и раскрашивать красками, но прежде покрыть масляной белой краской.
Из солённого теста можно лепить кондитерские изделия, так же из сдобного или заварного. Получится великолепное угощение для кукол! Так же различные фрукты, овощи. Различные натюрморты, подвески, кулоны, медальоны, брошки с застёжкой, «Живые» брошки, брелоки, колокольчики, картины, портреты – картины, подсвечники, фигурные подсвечники, детская скульптура.
Я создала свою программу по тестопластике, учитывая возрастные особенности детей группы в этом мне помогали авторы книг Ирина Ханова, Галина Чаянова, И. Лыкова.

2 часть – Мастер – класс - Практические задания

Демонстрация изделий: Венок из солёного теста – одно из самых красивых изделий. Венки могут быть разной формы, содержанию: венок с цветами, венок сердечный, венок с фруктами, венок с натюрмортом и т.д. Могут украшать стены, окна, двери. Их можно вешать на рождественскую ёлку и дарить на память. С помощью формочек можно вырезать готовые фигурки, для их оформления используем кулинарный шприц. Ситечко, расчёски, зубочистки, ткани грубого плетения.
Предлагаю вам вылепить небольшую скульптуру «Ёжик с яблоком». Берём кусок фольги сминаем придаём форму тела (яйцо). Кладём эту заготовку на лепёшку теста и заворачиваем в куколку. Фольга прячется в тесте и послужит каркасом. Вот и весь секрет! Но это не просто фокус. Фольга помогает нам экономить тесто, теле быстрее высохнет поделка. Вытягиваем мордочку ёжику с помощью ножниц делаем иголки надрезая кончиками ножниц тесто на спине ежа. Делаем углубления с помощью пасты для глаз увлажняем водой, берём бисер и делаем глаза и нос.
Берём тесто для яблока, делаем заготовку из фольги, кладём лепёшечку круговыми движениями скатываем, придаём форму яблока, листик. Яблоко присоединяем к ёжику с помощью кусочка проволоки. Небольшая подсказка, мелкие детали в скульптуре можно склеивать, водой и клеем ПВА, а можно присоединять к основной форме с помощью зубочистки.
А самый лучший подарок. Мукосольки это цветы. Цветами можно украсить подвески медальоны, брелки, колокольчики. Предлагаю вылепить основу для наших цветов из белого теста в последствии превратив её в картину можно овальную, круглую, квадратную по желанию. Скатываем шар, сплющиваем, раздвигаем тесто с помощью пальцев рук, можно использовать скалку, но мы с детьми делаем это руками:
- Цветок будет с круглыми лепестками;
- Раскатываем тесто не длинными колбасками;
- Нарезаем колбаски кусочками;
- Раскатываем шарики и сплющиваем;
- Формируем венчики цветов, накладывая лепестки один на другой;
- В середине цветка делаем углубление, увлажняем водой и выкладываем шарик;
- Делаем на шарике, «тычинки» зубочисткой.
Цветочные лепестки можно соединять в бутон или венчик, слегка смещая друг на друга, вокруг центра (серединки). В центре можно укрепить ягодку или бусину.
Цветы очень разные, но лепить их не сложно, если знать строение (стебель, лист, лепестки, сердцевина с пестиками и тычинками)
Вот лепестки. Они бывают округлые и овальные, похожие на зубчики и треугольники, узкие и широкие, короткие и длинные. Разные по окраске и способу размещения в венчике. К тому же, в венчике цветка может быть разное количество лепестков – от одного – двух до нескольких десятков.
Для лепестков раскатаем колбаску, разделим её на кусочки, сформируем шарики. Это заготовки, а теперь моделируем лепестки: вытягиваем, сплющиваем, заостряем, нарезаем, делаем насечки. А потом собираем в бутоны или венчики, размещаем на клумбе. Дети очень любят делать розы раскатываем колбаски, расплющиваем. Скрутим батон разные по пышности, будто розы только начали раскрывать лепестки. Фигурные лепестки цветов можно сделать с помощью разных бытовых приспособлений – расчёски, пинцеты, зубочистки, вилки, палочки.
А этот пион интересно составить из лепестков разной величины. Раскатаем шарики разного размера сплющим слегка сжимаем и собираем пышный венчик.
А ещё лепестки цветков можно соединять в венчик пальчиками или же нанизывать на иглу. Спину. Зубочистку и слепить у оснований в пышный бутон.
Листья – возьмём тесто раскатаем колбаску и нарежем на одинаковые кусочки. Каждый кусочек разомнём в ладошках и раскатаем шарики, сплющиваем шарики. Придаём лепёшкам форму листьев – сожмём указательным и большим пальцем, что бы заострить кончики. И последний штрих – нанесём стекой или зубочисткой тонкие прожилки.


3 часть – Итог – Методическая продуктивность
Представила молодым специалистам литературу по данной теме, разработки непосредственно образовательной деятельности, картотеки (пальчиковых игр, потешки, и т.д.)

Раздаточный материал для молодых специалистов
-Педагоги с удовольствием сделали детскую мини картину и детскую скульптуру. Всю работу сделанную своими руками взяли с собой
-Образцы готового солённого теста
-Буклеты – рекомендации по работе с соленым тестом и рецепты соленого теста и материал
-Подарки- брелки со словами «Пусть у вас хлеб соль водится, никогда не переводится».