Конспект открытого занятия

8 декабря 2013 -
article73.jpg

 

Конспект открытого занятия

по духовно-нравственному воспитанию

детей в старшей группе

на тему : «Колокольная история»

 

 

 

Воспитатель МБДОУ №16

ст.Луковской

Никитина Елена Николаевна

 

РСО-Алания

Моздокский район

2013-2014 уч.год.  Цель:

1.Приобщение к истокам русской народной культуры.

2.Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.

3.Развитие личности ребенка дошкольного возраста.

4. Формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи.

1.Формировать знания о колоколах и  колокольных   звонах  на Руси.

2.Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.

3.Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

4. Развивать творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма.

5.Развивать способность логически связывать переход одного качества в другое.

6.Расширять словарный запас и знание об окружающем мире как премудро устроенном Богом.

Предварительная работа.

•Лепка колокольчиков из пластилина.

•Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.

• Выставку “Храмы России” (макеты, иллюстрации).

•Заучивание стихотворений А.С. Пушкина,

Материал к занятию.

•Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.

•Музыкальный центр, диск с записью колокольных звонов.

•Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).

•Заготовки колокольчиков , салфетки.

Ход занятия.

1 слайд.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель заносит в группу игрушку котенка, который поет песенку приветствия из мультфильма «Чучело- мяучело» -Здравствуй, детство! Котенок приносит шкатулку, из которой воспитатель достает книгу .Воспитатель обращает внимание детей на «книгу».

В этой книге на вопрос 
Ты найдешь ответ,
Интереснее её 
В целом мире нет!

В этой книге есть «Правила для детей», давайте с вами их повторим.

Если хочешь добрым быть, никогда нельзя … грубить.
Если ночью злое сниться, надо сразу же … молиться.
Если страшно, попроси «Матерь Божья,… помоги!»
Перед делом говори: «Господи, … благослови!»
Ангел – вестник божий, нам с тобою он … поможет.
Ангел желает детям доброго пути, дружного путешествия.

Воспитатель предлагает взяться детям за руки, и сказать слова:

Господи, благослови,
Добрый Ангел, помоги!

Воспитатель: - Но в шкатулке есть еще что-то. Отгадайте 2 загадки и узнаете:

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром!(Колокол).

2 слайд.

Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей!(Колокольчик).

3 слайд.

Воспитатель достает из шкатулки колокольчик.
-Послушайте такое стихотворение:

«Дин дон! Дин – дон! – 

Раздается в поле звон.

«Дин – дон! Дин – дон! 

Как красив и нежен он!»

- Видно, вправду скоро сбудется

То, чего душа ждала:

Мне весь день сегодня чудится,

Что звонят колокола.

-Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Скажите, где можно увидеть колокола? (В церкви, храме).

4 слайд.

-Посмотрите на экран, что означает эта картинка?

5 слайд.(В древние времена на Руси не было ни радио ,ни телевидения. Но случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар,-и нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски. Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви .Эту деревянную доску называли било.)

-Правильно, вот посмотрите, как священник использовал такое било.

6 слайд.

-А из чего сделано металлическое било?

7 слайд. (Металлическое било- это металлическая доска. Ее вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по  дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии).

8 слайд. -Ребята, а какое било громче?(металлическое).

9 слайд.

Воспитатель.

–А сейчас , ребята, я хочу рассказать вам одну легенду. Давным –давно одному священнику приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками.

10 слайд. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

11 слайд.

Так появился колокол( картинка), который вешали на перекладину на столбе.

12 слайд. Давайте посмотрим на колокол  и сравним его с цветком колокольчиком. Похожи они по форме?

-А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол.

13 слайд. Из каких частей состоит колокол? (За «уши» колокол подвешивают на перекладину ,есть «язык», «плечи», «тулово», верхний и нижний «пояс».)

Игра «Составь колокол».

Слайд 9.

Воспитатель раздает детям разрезные карточки колокола, на доске еще раз показывает как составить колокол, вместе с детьми проговаривает названия его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей целое.

Музыкальная игра с колокольчиком.

 В кругу стоят стулья по количеству детей. Дети присаживаются на стулья спиной в круг. Под музыку легким бегом бегут вокруг стульев, а педагог на один из стульев ставит колокольчик. С остановкой музыки дети присаживаются на стулья. Из игры выбывает ребенок, которому не досталось места. И так далее, пока не останется 1 игрок – победитель.

Воспитатель.

-Ребята, мы узнали, как появился колокол. В наше время у колоколов есть свое место. Если вы ходили в храм, то могли видеть, где они находятся. Где же?(В колокольне).

14 слайд.

-Теперь обратите внимание, что колокольня намного выше, чем сама церковь.

15 слайд. Как вы думаете, почему? (Чтобы звон колоколов был далеко слышен).

-Я приготовила вам сюрприз .Теперь и нас с вами в группе есть своя маленькая колокольня.(показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку).

Ребята, а как вы думаете, когда звонят в колокола? Колокольных звонов очень много, а какие знаете вы?(Набат, красный, благовест).

16 слайд.

-Символом тревоги считается -набат.

Прослушайте его.

17 слайд.

-Радостные события- звучит красный звон.

Предлагаю прослушать.

18 слайд.

-Православные праздники -звучит благовест.

Включается аудиозапись.

Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил».

19 слайд.

Громко колокол звонил,

(Дети хлопают в ладоши.)

Всех людей он разбудил.

Просыпайтесь, одевайтесь,

Возле храма собирайтесь!

 

 

 (Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два три, четыре, пять,

(Поочередно зажимают пальцы.)

Будем праздник отмечать.

(Разжимают и сжимают «замок».)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех пожарных разбудил,

Просыпайтесь, одевайтесь,

На пожар вы собирайтесь!

(Разжимают и сжимают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем горю помогать.

(Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.)

Громко колокол звонил,

(Хлопают в ладоши.)

Всех гостей он разбудил,

Просыпайтесь ,одевайтесь

(Разжимают пальцы вверх ,вниз.)

И цветами засыпайтесь!

(Делают руками «цветок».)

Раз ,два, три, четыре, пять,

(Поочередно зажимают пальцы.)

На свадьбе будем мы гулять!

(Хлопают в ладоши, в конце выставляют большие пальцы вперед.)

20 слайд.

- Играть на колоколе непросто, кто же эту работу выполняет? (звонарь).

21 слайд.

-Найдите мне среди этих профессий, профессию звонаря.

Игра на колокольчиках.

22 слайд.

- Каждый колокол также как и человек имеет свой голос, а колокольчик? Возьмите колокольчик за ушко и позвоните, так чтобы язычок ударялся о тело колокольчика.

Воспитатель дает каждому ребенку колокольчик, предлагает послушать, как они звучать по одному

-Как называется такой звон?(перезвон).

-Теперь позвоните все вместе,  что у нас теперь получилось? (трезвон).

Звони, звонарь!

Ещё ударь!

Пусть туча удивляется,

Как без грозы и без дождя

Гром звонкий получается?...

Работа за столами.

Воспитатель. Посмотрите на экран, какие бывают сувенирные колокольчики.

23 слайд.

- Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает..

- Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких. – Какой цветок похож на церковный колокол?

– Какую музыку можно услышать утром, вечером и в праздники? (Пение колоколов)

– Из чего человек сделал поющий колокол?

– В каком доме он разместил церковный колокол? Чем этот дом отличается от обычного дома?

– Как называют «благую весть», «добрую весть» языком  колокольного   звона ?

– Как называется человек, умело звонящий в колокол?

-Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты сочиняли стихи.

Ребенок читает стихотворение.

Этот дом – не просто дом:

Он красивый и с крестом. 

Золотые купола, 

Звонкие колокола! 

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом 

По утрам и вечерам. 

Это православный храм!

– Каким звоном колокольчик передавал радостное настроение, праздник? Я вижу, что у вас хорошее настроение. Возьмите колокольчики и  сейчас мы с вами передадим свое настроение  колокольной песенкой всем присутствующим.

Дети поют песенку «Колокольчик маленький».

Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями - нашим гостям. (Дети дарят сувениры гостям).

- Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.

Рейтинг: +1 Голосов: 3 1369 просмотров
Комментарии (3)
Анастасия # 8 декабря 2013 в 17:30 +1
Спасибо большое!!!! Отличное занятие! goldy10
0 # 8 декабря 2013 в 18:06 +1
ой какое хорошее занятие! Обязательно себе возьму на заметку t2015 zs
0 # 10 декабря 2013 в 18:09 0
Замечательное занятие!!!
Стихи замечательные!!
Спасибо большое! poedinok