Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой Терских казаков «Путешествие в далекое прошлое.»

2 января 2015 -
Программные содержание: - закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе; - формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл; - систематизировать знания детей о символике государства; -познакомить с историей Терского казачества; - познакомить детей с казачьими костюмами; - познакомить с историей развития колокола и особенностями его звучания; - воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей родине, уважение православных традиций; -привитие любви к родному краю; Методы и приемы: - моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации; - беседа; - использование дидактических пособий и наглядного материала; - использования песен, литературного произведения; - имитация игры, связанная с игровой передачей настроения; - использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала. Материалы и оборудование: -презентация «Традиции, быт и культура казачества», цветик-семицветик с заданиями, дидактическая игра «Собери казачий костюм». Словарная работа: Россия, символика, традиция, герб, флаг, глобус, церковь, колокол, колокольчик, казак, курень. Ход НОД. 1. Организационный момент. Игровая ситуация: 1 слайд.( Солнышко) Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Меня зовут Елена Николаевна, сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но каким оно будет, вы узнаете немного позже. «Утро начинается, вместе мы встречаемся. Мы друг другу рады. Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете (разводят руками) «Доброе утро! » скажем все вместе. (берутся за руки) Воспитатель обращает внимание детей на Цветик-семицветик. Воспитатель: Посмотрите ребята на этот красивый цветок, а называется он Цветик-семицветик, он не обычный, а волшебный. На каждом лепестке есть задание. Сейчас мы оторвем красный лепесток и посмотрим, что на обратной его стороне. Дети: Флаг России. 2 слайд. Воспитатель: Посмотрите, ребята, наша страна выделена кранным цветом на глобусе. Россия- самая большая страна на Земле. Воспитатель: Отрываем следующий лепесток, оранжевого цвета. Что же на нем? Дети: Герб России. Воспитатель: Следующий желтый лепесток, посмотрим что на нем? Воспитатель: А это музыкальный лепесток, сейчас проверим, знаете ли вы эту мелодию, предлагаю вам прослушать. Дети: мелодия Гимна России. Воспитатель: Отрываем лепесток, посмотрите, что же там? Дети: Флаг РСО-Алании. 3 слайд. Воспитатель: Посмотрите, какая красивая природа в Осетии. Воспитатель: Посмотрим теперь, что на обратной стороне зеленого лепестка. Дети: Герб РСО-Алании. Воспитатель: Отрываем голубой лепесток, скажите, что на нем? Дети: Музыкальный лепесток. Воспитатель: Предлагаю вам прослушать мелодию и отгадать. Дети: мелодия Гимна нашей республики. Воспитатель: И последний остался лепесток- фиолетовый. Что же на нем? Воспитатель: Это, ребята, флаг Терских казаков. 4 слайд. Посмотрите, у терских казаков голубой флаг с белой волнистой линией. То, что вы сегодня услышите не дань моде, а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества. Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в далекое прошлое казачьей станицы Луковской, а поможет нам Цветик –семицветик. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. Вели, чтобы мы оказались в Луковской казачьей станице. 5 слайд. (Стелла Луковской и станицы) Воспитатель: Вот мы с вами и в станице Луковской. 6 слайд. (хата) Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же казачья хата. Стены глиняные, беленые известкой, крыши крытые камышом или соломой. Сейчас мы с вами узнаем, кто там живет. ( выходят дети под казачью песню в казачьих костюмах. ) Казак и казачка: На земле казачьей мы вас величаем, Крепкого здоровья от души желаем. Кланяемся низко, полюбить нас просим. Как велит обычай мы пирог подносим. Казак: Я расскажу вам сейчас О Терских казаках Те, что создали для нас Радость в песнях и делах. Казачка: Мы вспомним те былые времена, Как славно казаки трудились. После работы веселились И чем горды были всегда! 7 слайд. Казачка: Слово казак означает– удалой, вольный человек. Казак: Степь да воля – казачья доля. Те казаки, которые селились по берегам Терека, стали зваться терскими. Воспитатель: А как вы думаете, ребята, как будут называться казаки , которые селились на берегу реки Дон?(донские) На реке Кубань - кубанские. Воспитатель: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром и пословицы у них были сложены. 8 слайд. Казак: «Казаку конь себя дороже». Казачка: «Казак с конем и ночью и днем». 9 слайд (казак с конём) Физминутка: Кто шагает дружно в ряд, Посмотри, посмотри. Это наш лихой отряд, Казаки, казаки. (Ходьба.) Кто за казаком идет, В поводу, в поводу. То коня казак ведет Под узду, под узду. (На носочках.) Скачет резво конь лихой С седоком, с седоком, Охраняя наш покой С казаком , с казаком.(Скачут.) Будем мы с моим конем на границе стоять, Нашу землю от врагов, охранять, охранять.(Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.) 10 слайд. Воспитатель: Казаки были смелыми в бою и трудолюбивыми в мирной жизни. Семьи были большими и дружными. Верной спутницей казака была казачка. Когда казак был на войне, она становилась главной в семье. Она выполняла домашнюю работу, воспитывала детей, работала в поле, а если надо, могла взять оружие и встать на защиту своей станицы. 11 слайд. Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим, какую одежду носили казаки и казачки. Посмотрите на казака . Это парадная форма терского казака. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери казачий костюм»(Дети собирают костюмы казачьи ) 12 слайд. Звание станицы поселение получало только при наличии в ней Церкви. Все казаки были православными, и церковь должна была присутствовать обязательно. 13 слайд (дети внутри церкви) Казак: В нашей станице Луковской тоже есть церковь названная в честь Св.Михаила. Казак с казачкой: А у нас для вас есть сюрприз -шкатулка, но что в ней лежит вы узнаете, отгадав загадки. 14 слайд.(колокол) Воспитатель: Голова об шапку – бом! И на всю округу – гром!(Колокол). 15 слайд.(колокольчик) Воспитатель: Купи, денег не жалей - Со мной ехать веселей!(Колокольчик). Воспитатель: Скажите, где можно увидеть колокола и колокольчики? В древние времена на Руси не было ни радио, ни телевидения. Когда случались разные беды, несчастья- приближались враги или возникал пожар, то нужно было срочно созвать народ. Для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные доски. 16 слайд (священник с деревянным билом) Священник держал такую доску в руках, ходил по селу и бил по ней колотушкой, созывая людей собраться возле церкви .Эту деревянную доску называли било. -Вот посмотрите, как священник использовал такое било. Позже стали использовать металлическую доску. 17 слайд: (Сравнение бил) Воспитатель: Я предлагаю вам постучать в била (деревянное металлическое) Как вы думаете, звон какого била слышен громче? Дети: металлическое Воспитатель: Правильно, металлическое било вешали на башне или на столбах и так же били по ней колотушкой. Священнику уже не приходилось ходить по дворам, ведь звон металлического била был слышен на расстоянии. Воспитатель. –А сейчас, ребята, я расскажу вам одну легенду. Давным –давно одному священнику приснился сон, в котором он видел цветы колокольчики. 18 слайд (цветы колокольчики) Воспитатель: От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки: Динь- дан- дон! Динь –дан- дон!» Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. 19 слайд. Так появился колокол( картинка), который вешали на перекладину на столбе. В наше время у колоколов есть свое место, которое называется колокольня. 20 слайд (колокольни) Воспитатель: Посмотрите, вот такие колокольни были у казаков . (показывает настоящий колокол, заранее подвешенный на перекладине, и предлагает детям позвонить, дергая за веревочку). Колокольных звонов очень много, сейчас мы вам о них расскажем. Воспитатель: Символом тревоги считается- набат. Прослушайте его. 21 слайд. (пожар) Воспитатель: Но происходили и радостные события, например, свадьба- тогда звучал красный звон. Предлагаю прослушать. 22 слайд.(свадьба) Воспитатель: на православные праздники- звучит благовест. 23 слайд. (Православные праздники) Пальчиковая гимнастика «Громко колокол звонил». 24 слайд. Громко колокол звонил, (Дети хлопают в ладоши.) Всех людей он разбудил. Просыпайтесь, одевайтесь, Возле храма собирайтесь! (Разжимают и сжимают пальцы рук.) Раз, два три, четыре, пять, (Поочередно зажимают пальцы.) Будем праздник отмечать. (Разжимают и сжимают «замок».) Громко колокол звонил, (Хлопают в ладоши.) Всех пожарных разбудил, Просыпайтесь, одевайтесь, На пожар вы собирайтесь! (Разжимают и сжимают пальцы рук.) Раз, два, три, четыре, пять, Будем горю помогать. (Поочередно зажимают пальцы в «замок» от груди, затем к груди.) Громко колокол звонил, (Хлопают в ладоши.) Всех гостей он разбудил, Просыпайтесь ,одевайтесь (Разжимают пальцы вверх ,вниз.) И цветами засыпайтесь! (Делают руками «цветок».) Раз ,два, три, четыре, пять, На свадьбе будем мы гулять! (Поочередно зажимают пальцы.) Воспитатель: У колокольчика, как и у человека есть свой голос. (Воспитатель предлагает взять в руки по колокольчику.) - Давайте позвоним в колокольчики по очереди, по одному. Такой голос колокольчика называется перезвон. Теперь позвоните все вместе. Этот голос колокольчика называется трезвон.(складывают колокольчики обратно в шкатулку). Воспитатель: Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Казачество славится своими песнями! В любой работе, в любых условиях, песня помогала справиться с трудностями казакам. 25 слайд. И сейчас я предлагаю вам прослушать казачью песню «Марш казачат». Воспитатель: Вот нам и пора отправляться обратно в детский сад. И снова мы обратимся к Цветику-семицветику: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – Быть по-моему вели. 26 слайд. (Солнышко) Вели, чтобы мы оказались в группе детского сада. - Сегодня вы познакомились с историей и традициями казаков, казачьими костюмами, со старинной казачьей музыкой - колокольными звонами. - Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.

Похожие статьи:

СтатьиКонспект тематического занятия во 2 младшей группе на тему: «Спички детям не игрушка»

СтатьиКонспект открытого занятия«Защитники Отечества в образе Георгия Победоносца»

СтатьиКомплексное занятие в старшей группе

Теги: занятие
Рейтинг: 0 Голосов: 0 1059 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!