Опыт работы

2 января 2015 -
Если ребенок родился и рос На родной стороне, среди русских берез. Слышал русские песни, колядки справлял. С светлым праздником пасхи родных поздравлял. Был воспитан в труде, милосердье, добре. В уважении к старшим, родным и земле. Эту заповедь предков в душе сбережет. Только радость и счастье с собой принесет. Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение их к культуре Терского казачества.» «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов…Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитании душ, а не только передачей знаний.» Д.С.Лихачев Проблема и актуальность: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение необходимо с дошкольного возраста. Русский религиозный философ В.В.Зеньковский писал: «Никто не может стать, сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие». Система духовно нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщение его к культурному наследию своего народа. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил. Продолжается разрушение института семьи. «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. «Нынешнее поколение растет с пеленок, воспитывается в бесстержневой, безграмотной атмосфере». Структурность жизни, обычаи, границы любого рода – внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы. Все изложенное свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин для этого в нашей жизни предостаточно, как социальных, так и идеологических. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи с прошлым, потере чувства сопричастности к истории нашей страны. Катастрофическое падение общего уровня духовности и нравственности в первую очередь негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье ребёнка. Я всё больше прихожу к осознанию того, что для духовного возрождения России недостаточно только способного, высокообразованного подрастающего поколения. Нравственность, духовность невозможно усвоить посредством образования. Я уверена, что любовь, сострадание, вера, доброжелательность должны воспитываться у ребёнка, как неотъемлемая часть формирования его как достойного гражданина своей страны. Нравственность и христианство у каждого народа имеют свои отличия, в каждом народе проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных духовно-нравственных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Значимость моей работы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Правильно привить детям нравственные знания важно не только для самого ребёнка, но и для создания здоровой духовно-нравственной атмосферы в коллективе. Ребёнку и в детском саду, и далее в школе, на работе предстоит жить в коллективе, поэтому давать ему правильные представления о нормах поведения необходимо с самых ранних лет. Ребёнку следует наглядно показать последствия нарушения норм поведения по отношению к окружающим, подчеркнуть негативные последствия такого поведения как для окружающих, так и для самого ребёнка. Я считаю, что даже с дошкольного возраста, ребёнок должен поступать в соответствии с интересами окружающих его людей. Решая эту задачу, я, как педагог, способствую формированию устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребёнка. В дошкольном возрасте закладывается фундамент духовно-нравственного развития ребёнка. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Цели данной работы : -развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре терского казачества; -сохранение духовно-нравственного здоровья детей; Главными задачами моей работы является: - знакомить детей с историей Терского казачества, его культурой, традициями и обычаями; – формировать любовь к родному городу, краю, интерес к прошлому и настоящему; - воспитывать бережное отношение к городу, краю; - приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа; -способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе). - формировать моральное сознание и моральные оценки; -помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи. На основе анализа теоретических положений я рассматриваю духовное развитие дошкольника как становление в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потребность в познании мира; 2) соц. потребность – жить, действовать для других. Причем первая из этих потребностей определяет такое личностное качество, как духовность. Духовность предполагает стремление личности к познанию мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В дошкольном возрасте предпосылкой становления данной потребности (в познании мира в широко смысле) является развитие познавательного интереса как мотива познавательной деятельности и самосознания. Со второй потребностью связано такое личностное качество, как душевность. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно, с любовью, т. е. «с душой». Поэтому предпосылками становления данного личностного качества в дошкольном возрасте является развитие способности к проявлению сопереживания, сочувствия, а также воспитание добросовестности, ответственности. Развитие духовно-нравственной культуры воспитанников основывается на принципах: -Любви к детям через милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка. -Признания равенства педагога и ребенка в правах как основы эмоционально-психологического контакта партнеров учебно-воспитательного процесса и их сотрудничества. -Признания права ребенка на индивидуальность и индивидуальную работу. -Долготерпения в работе с воспитанниками. -Личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей. -Развития первоначального успеха ребенка. -Воспитывающего характера обучения. Моя работа направлена на формирование у детей самосознания на основе культурно-этических норм нашего региона и включает в себя следующие направления, на пересечении которых формируется целостное восприятие окружающего мира, жизни в этом мире, себя в этой жизни. 1-е направление: -история Терских казаков. Здесь осуществляется как информационная, так и практическая подготовка детей через поисковые задания, экскурсии в музей, походы в картинную галерею. Дети знакомятся с историей, традициям, обычаями, песнями и сказками Терских казаков, герои которых обладают чувством собственного достоинства, готовностью постоять за родную страну. 2 направление: Мир народного праздника. Это направление включает знакомство дошкольников с этническими корнями Терского казачества на комплексных занятиях через доступную их возрасту форму народного праздника с его обычаями и обрядами. Это позволяет детям на эмоциональном уровне принять богатство исконно казачьих праздненств, попробовать себя в различных видах фольклора и тем самым приобщиться к нравственным ценностям народа. 3 направление: Нравственно-патриотическое воспитание. Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. 4 направление: Духовно-нравственное воспитание дошкольников . Нравственность и христианство у каждого народа имеют свои отличия, в каждом народе проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. 5 направление: Родина начинается с семьи Родина начинается с семьи. Моя цель — формирование у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением. Взаимодействие с родителями в этом направлении, на мой взгляд, также не менее важная задача. Содержание этой работы включает: -определение роли родителей в воспитании у детей нравственно-этических понятий: " Отечество", " Патриот", " Гражданин"; -определение форм и средств воспитания детей в семье; -повышение педагогической культуры родителей, расширение их кругозора. Реализуя содержание вышеназванных направлений, я стараюсь пробудить в сознании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству, учить быть нравственно развитым гражданами. Формы воспитательной работы многообразны, но все они, как правило, имеют выход на то или иное коллективное творческое дело. Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознанного, осмысленного усвоения культурных ценностей казачества. Духовно-нравственные качества в детях может воспитывать только тот человек, который сам развит духовно, который способен понять, как чувствует и учится ребенок, как происходит в нем духовно-нравственная работа, как «трудится» его душа. Для понимания ребенка педагог должен внимательно прислушиваться к речи детей и реагировать на такие реплики: «Ничего не умею. Я никогда не поймаю мяч! Никогда!», - кричит девочка. Задача педагога: создать ситуацию успеха, помочь девочке суметь, «поймать», решить, поверить в свои силы. Именно поэтому я развиваюсь и самообразовываюсь по данной теме, а также стараюсь полученными знаниями делиться с коллегами. Для воспитателей мною были проведены: - консультации для педагогов: «Взаимодействие педагог-ребенок-семья в духовно-нравственном воспитании дошкоьников»; -выступления на педагогическом совете: «Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников»; -проведен мастер-класс на тему: «Ангел- Хранитель». Основываясь на: 1.Программе «Воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой. 2. Элементах программы «Мир - прекрасное творение» (Гладких Л.П.). 3. Программе «Наследие» (патриотическое воспитание в детском саду), автор М. Ю. Новицкая. 4. Программе нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Маленькие россияне» Н.А. Араповой- Пискаревой. 5.Материалах первого Фестиваля духовной культуры: «Духовно- нравственная культура» под ред. В.М.Бычкова. Составила перспективное планирование, которое реализовывала в образовательно-воспитательном процессе. Согласно перспективному плану я последовательно провожу ознакомление детей с обычаями, традициями, обрядами казачества, знакомлю с народными героями. Великими подвижниками земли русской (Георгием Победоносцем, Сергием Радонежским и др.) Глядя в глаза детей, которые слушают рассказы о родном крае, я понимаю, что эта информация трогает детские сердца. Они внимательно слушают, активно отвечают на вопросы. Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с православными традициями и обрядами, Церковью, иконами и другими основами православной культуры, дать представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомить с интерьером хаты, с казачьей одеждой, о предметах быта и народных ремёслах. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей. Для своих детей я создала условия для осуществления духовно-нравственного воспитания. Оно включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформлены православные уголки для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокольня, колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, мною подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, аудиокассеты и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий, игры по духовно-нравственному воспитанию. Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, я помогаю детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формирую умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учу жить в согласии с собой и совестью, развиваю чувство собственного достоинства. Для реализации целей и задач по данной теме я использовала следующие формы работы с детьми : -занятия, согласно перспективному планированию; - беседы о обычаях, традициях, быте Терского казачества; - рассматривание картинок, фотографий с изображением костюмов, поселений, убранства казачьих хат и многое другое; - загадывание загадок; - проведение встреч с атаманом, со священнослужителем; - чтение сказок: «Казак и судьбина», «Лихо одноглазое», «Волк и собак»; - чтение рассказов: «Как казаки наказывались за проступок», «Как казаки несли службу», «Обязанности казачки»; -проектная деятельность на тему: «Православный календарь »; «Игры, пляски, хороводы- богатство русского народа»; -разучивание с детьми казачьих игр; -казачьи посиделки, викторины, развлечения и т.д. -Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой: «Православная азбука», «Узнай и назови икону», «Раскрась Пасхальное яичко», «Ангелы - наши друзья», «Укрась ёлку к Рождеству», «Назови праздники», «Мой ангел», «Собери храм»; - просмотр православных мультфильмов: «Ангел», «О Рождестве Христовом», «Почему мы православные», «Твой крест», «Истории Ветхого Завета». Работа с родителями: В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем. Перед началом работы по данной теме было проведено анкетирование родителей по приобщению детей к духовно-нравственному воспитанию. Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 97% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития. В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека. В семье в воспитании малыша участвуют не только взрослые, но и братья и сестры. Младшие перенимают от старших игровые навыки и правила поведения в семье и в обществе, совместно познают окружающую действительность, приобщаются к традициям семьи. Воспитание наших детей в русских народных традициях – это не только средство нравственно – патриотического воспитания и развития, но и профилактика деформации личности. Мой путь – это совместное общение родителей и детского сада, попытка реализовывать традиции и семейные ценности. Поэтому регулярно проводится совместная работа через различные формы деятельности: экскурсии, непосредственно-образовательную деятельность, беседы, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, выставки и конкурсы. Мною были оформлены альбомы для родителей и детей на тему: «Святые места России», «Образ Богородицы в иконах». Регулярно проводились совместные мероприятия с родителями: - тематические встречи; - встречи со священнослужителями; - тематические беседы, консультации; Участие в православных праздниках: - «Светлое Христово Воскресение» - «Рождество Христово» - «Покров Пресвятой Богородицы» - «Вербное воскресение» Развлечения: Новогодний утренник «Елка у казачат», «Семейные посиделки на масленицу» Родители активно принимали участие в выставках детского творчества «Пасхальный благовест», «Рождество Христово», «Колокольная история», «Наш храм». Для родителей мною были составлены составлены информационные альбомы: -«Все о православии»; -«Возрождаем забытые семейные традиции»; -«Растём духовно вместе с детьми, изучая народное творчество». Разработаны памятки-консультации по темам: - «Правила поведения в храме» - «Православные праздники зимой» - «Духовное воспитание ребенка» - «Великие православные праздники» - «Родительские заповеди» - «Беседы о Боге». Были подготовлены папки-передвижки по темам: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «»Любовь моя - Моздок» Результативность, эффективность данной темы мною были выявлены путем психодиагностического исследования по приобщению детей к традициям православной культуры .Обследование дошкольников проводилось два раза в год: до проведения работы по данной теме и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей. Данные мониторинга за учебный год показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки. Воспитанники моей группы: 1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки. 2. Умеют играть в казачьи подвижные игры, используя считалки. 3. Имеют запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства. 4. Осмысленное и активное участие детей в казачьих и православных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи). 5. Знание истории казачьего костюма, головных уборов. 6. Используют атрибуты православной культуры в самостоятельной деятельности. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии казаков. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. По результатам диагностики видно, что -дети стали активнее, проявляют интерес к занятиям, деятельности, непраздному проведению времени; -у дошкольников сформированы навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств; -с уважением и вниманием относятся к ближним; -приобщаются к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни, не только в детском саду, но и в семье; -эмоционально-личностная сфера дошкольника приобрела опыт в восприятии новых впечатлений. Выбранная мной тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Ибо, по моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания – знакомство дошкольников с историческим прошлым Терека и станицы Луковской, ведь чтобы любить, надо знать. Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников. Основы отношения к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине. Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.

Похожие статьи:

СтатьиКонспект открытого занятия«Защитники Отечества в образе Георгия Победоносца»

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1649 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!