Основные требования к организации театрализованных игр в ДОО

20 декабря 2013 -

 Основные требования к организации  театрализованных игр

1.                Содержательность и разнообразие тематики.

2.                Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3.                Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

4.                Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

5.                Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

6.                Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова).

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Используемая литература

1.                Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

2.                Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-МТворческий центр., 2009.

3.                Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников.-М., 1990.

4.                БуренинаА.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.

5.                Взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ Под ред.В.С.Клюева, Н.А. Яковлева.- М., 1989.

6.                Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.

7.                Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб.научных трудов.-М.1992.

8.                Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду.- 2001.-№2.

9.                Ерофеева Т.И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

10.           Зверева О.Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.

11.           Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1989.

12.           Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

13.           Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

14.           Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.

15.           Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание.-1989.-№1

16.           Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.

17.           Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников//Игра дошкольника/Под ред. С.Л.Новоселовой.- М., 1989.

18.           Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя» -2008.

19.              Экки Л. Театрально-игровая деятельность//Дошк.воспитание, 1991.-№7

Рейтинг: +1 Голосов: 3 1609 просмотров
Комментарии (1)
0 # 11 января 2014 в 19:15 0
Спасибо. Занимательно.