ПРИЛОЖЕНИЕ. Бинарное занятие в старшей группе: "ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ" (занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)

19 июля 2014 -

 ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

                                                      Челябинская область, Саткинский  район,  город  Бакал

                                Старший воспитатель МКДОУ д/с № 38

                            Мартьянова  Марина  Владимировна

Бинарное занятие  в  старшей  группе:

"ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ"

(занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)

 

 

В данной работе представлен конспект бинарного занятия старшего  воспитателя и воспитателя группы , цель которого - дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями; познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом; Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

 

 

Право на имя закреплено в статье №58 Семейного кодекса Российской Федерации. Всегда обращайтесь к ребёнку по имени, даже в ситуации, когда мы, взрослые, порицаем детей должны звучать детские имена, а не обидные слова: "недотёпа", "лодырь", "бездельник" и т. п.

Направление "Социально-коммуникативное развитие". Образовательная область "Социализация" и  "Коммуникация".  Тема: "Каждый  человек  имеет  право  на  имя".

Направление "Художественно-зстетическое развитие". Образовательная область "Художественное творчество". Тема: "Автопортет".

 

Старший воспитатель

МКДОУ д/с № 38

Мартьянова  Марина  Владимировна,

воспитатель старшей  группы

МКДОУ д/с № 38

Рысаева  Елена  Николаевна

 

ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ

(занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)

 

Цель: Формировать представления о праве на имя (дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека); развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями; познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом; Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

Дать детям представление о важности права на имя.

Довести до сознания детей идею значимости, уникальности каждого имени.

Продолжать учить детей употреблять имя в ласкательной форме и не оскорблять имя другого человека.

Совершенствовать умения изображать предметы, передавая их форму, величину, пропорции, цвет, композицию.

Развивающие:

Развивать любознательность у детей.

Развивать образное эстетическое восприятие.

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предмета.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к именам сверстников и взрослых.

Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к работам сверстников.

Материал к НОД: Символы прав детей (на каждого ребёнка, увеличенный символ права на имя, плакат «Права детей», мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей»,

Акварельные цветные карандаши, простой карандаш, листы белой бумаги А-4, №3, стаканы с водой, салфетки, клеенки, зеркала, схемы изображений формы лица, губ, носа, глаз.

Активизировать словарь: тезка, имя, отчество, фамилия, автопортрет, пейзаж, натюрморт, портрет, художники, живописцы.

Методические приемы:

Весёлая минутка, загадывание литературной загадки, дискуссия, выполнение упражнений, пальчиковая игра, беседа, работа с зеркалами, объяснение с показом схем рисования, поощрения

Предварительная работа:

Просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей» - развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями. Предложить детям узнать у родителей, что означают их имена. Рассматривание картин разных жанров: натюрмортов, пейзажей, портретов; рисование портретов мам, пап на праздники; беседы: «Что означает твое имя», «Дай имя своей любимой игрушке», «Мое полное имя». Чтение художественных произведений: А. Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», Э. Успенский «Рыжий».

 

Индивидуальная работа:

Создать ситуацию успеха у Алексея, Дениса, Сережи.

Закрепить умение у Юли и Алеши передавать форму и величину, пропорции портрета.

Непосредственно образовательная деятельность – проводит старший  воспитатель или социальный педагог.

 

Ход занятия

 

Вхождение в НОД - весёлая минутка.

Раз, два, раз, два - у детей есть права (дети шагают)

Три, четыре, пять - мы должны их знать (дети шагают)

Я могу быть чёрным и белым (развод рук в стороны)

Я могу быть ловким и смелым (бег на месте)

Я могу иметь своё имя (хором назовёт каждый свое имя)

Я могу быть просто любимым (руки скрещиваются на груди)

Мы имеем право на всём белом свете (ладонь одного ребёнка ложится на ладонь другого и так все, друг за другом)

Мы – дети!

Ст.воспитатель(социальный педагог):

-Дети, послушайте загадку и постарайтесь отгадать её.

Загадывание литературной загадки К. Чуковского:

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала.

Марьюшке - копеечку,

Марусеньке - копеечку,

Машеньке - копеечку,

Манечке - копеечку, -

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

Ответы детей.

(Правильный ответ - бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка - одна и та же девочка) .

Краткий рассказ   Ст. воспитателя или  педагога о праве на имя.

- В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена.

Много нас живет на свете,

Только все мы вместе – дети!

И куда ни бросишь взгляд,

Дружат Саша и Азат,

Дружат Таня и Белая,

Гуля дружит и Руслан.

Звучат гордо имена:

Рома, Люба, Медина,

Оля, Люда, Алия

Вместе – дружная семья!

                  /О. Данилова/

 

 

Найдите, пожалуйста, символ права на имя (Показ символа).

Дискуссия

Дети отвечают на вопросы:- Бывают ли люди, у которых нет имен?-А для чего нужны имена?-А кто еще имеет имена?-Нравится ли тебе твоё имя?-Как называют тебя в семье?-Можно ли искажать имя?-Как вы думаете почему нельзя искажать имя?

Беседа «Что означает твое имя?»

- У каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.

- Почему им дали это имя?

- Нравится ли тебе твое имя?

- Как называют тебя в семье?

- Что означает твое имя?

- В честь кого тебе дали имя?

- Что ты знаешь о своей фамилии?

- Как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству).

- Кто знает, что такое отчество? Правильно, это имя папы.  Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой. Назовите имена и отчества своих родителей.

- У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребенка, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придете домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше имя, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.

Упражнение «Имена»

Педагог: Имена есть и у всех нас. Меня, например, зовут Марина  Владимировна. А как вас зовут? По просьбе педагога каждый называет свое имя.

Педагог: А вы знаете, что имя может расти? Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше имя. Послушайте. Жила-была маленькая девочка и звали эту девочку ласково: Маришка Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она педагог. Вы догадались, о ком я говорю. Конечно же, о себе. Моя мама звала меня. Как? Мариночкой, правильно. Мои дети называют меня «мама», муж и друзья зовут Марина. А в детском саду я для всех Марина  Владимировна. Наш Лёша в школе будет Алексеем, а ты? (ответы других детей) .

Упражнение «Ласковое имя»

Педагог просит каждого ребенка по кругу произнести то ласковое имя, которое ему нравится, а остальные дети хором должны вслед за ним произнести его с такой же интонацией.

Игра «Обратись по имени».

 

Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его сначала уменьшительным именем, а затем полным. Игра повторяется 3 – 4 раза.

 

Упражнение «Зеркало»

Педагог просит одного из детей встать перед зеркалом и ответить на вопросы: «Что ты видишь? », «А видишь ли ты свое имя? ».

После ответа педагог делает вывод:

- Да, у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя не видно, но все друг к другу обращаются по именам, значит это тоже наша часть, хотя и невидимая.

Педагог: Итак, ребята мы познакомились с вами с ещё одним правом, которое есть у детей. Какое это право? (ответы детей) Право на имя. А ещё что нового вы узнали? (ответы детей). Правильно, вы узнали, что имя сопровождает человека всю жизнь и растёт с вместе с ним.

Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Незнайка сочинял стихи»)

Обсуждение.

- Понравились вам стихи Незнайки и почему?

- А как вы думаете, красиво ли давать друг другу обидные прозвища?

- Почему? (Подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права.)

- Как нужно обращаться друг с другом?

 

Далее НОД проводит воспитатель группы.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что писатели пишут рассказы, поэты - стихи, композиторы – музыку.

А кто пишет картины? (Художники)

Как по - другому можно назвать художников? (Живописцы)

Почему их так называют? (ответы детей)

Назовите, какие жанры живописи вы знаете? (Натюрморт, пейзаж, портрет) .

-Сегодня мы с вами будем рисовать свой портрет, то есть себя.

Такой портрет, когда художник рисует сам себя называется автопортретом?

Возьмите в руки зеркала и рассмотрите свое лицо. Обратите внимание на форму лица, разрез глаз, цвета глаз, волос, форму бровей, носа.

Какой формы бывают лица у человека? (Овальной и круглой)

Какого цвета бывают глаза у человека? (Ответы детей)

Какого цвета глаза у вас? (Ответы детей)

Какие бывают волосы? А, у вас? (Светлые, темные, длинные, короткие, кучерявые, прямые)

-Рисовать нам помогут схемы, расположенные на доске.

Сначала рисуем контур лица простым карандашом, затем рисуем карандашами глаза, брови, нос, губы, уши. В конце закрашиваем розовым карандашом лицо и шею и проводим влажной кистью по карандашу. Волосы можно рисовать таким же образом.

-Теперь приступаем к работе. Если у вас возникают затруднения, можно пользоваться зеркалами.

Что мы сегодня рисовали на занятии? (Автопортреты)

Похожи получились портреты? (Ответы детей)

Какие портреты мы с вами сегодня рисовали, как их называют?

-Молодцы! Давайте повесим автопортреты на нашу доску ( Выставка  рисунков)

Итог занятия.

Педагог:- Вам понравилось занятие? (Дети соглашаются). Покажите мимикой, что вы довольны. (Дети улыбаются). А как вы думаете, вы гостям  понравились? Покажите фишку с выражением их  лиц. (Дети показывают фишку с улыбкой).

  Задача для следующего  занятия:

 - Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем.       Нарисуйте дома ромашку, а на ее лепестках попросите родных написать самые ласковые имена, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится, «посадите» божью коровку. Букет из ромашек поместим в раздевальной комнате, чтобы все, кто приходит в группу, смогли эти имена узнать.

 

 

 

 

Похожие статьи:

СтатьиБинарное занятие в свете реализации новых стандартов в ДОУ.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2008 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!