Словесные игры для 5-7лет

27 июля 2015 -
Словесные игры для 5-7 лет Воспитатель: Тарасенко Екатерина Викторовна Словесная игра: «Кому что нужно?» 1 Цель. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии. Правила. Соревноваться, кто скорее отберет и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород. Ход игры. Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?». И говорит: - В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы. «Сапожник!» - говорит воспитатель. - Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа,- отвечают дети. Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, няня, дворник, шофер, летчик, повар. Если интерес детей к игре не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию. Словесная игра «А если бы…» 2 Цели. Воспитывать сообразительность. Находчивость, умение использовать знания в соответствии с обстоятельствами. Правила. Получив камешек, можно назвать только один вид транспорта. Повторять, названное нельзя. Ход игры. Воспитатель начинает таким вступлением: - Решили как-то ребята из детского сада отправятся в путешествие по родной стране. Все хотели путешествовать, но ничего у них не вышло, оказалось, что все они хотели путешествовать по-разному. Как вы думаете, что предлагали дети того сада? Куда и на чем они хотели поехать? Каждый может предложить только один маршрут и один подходящий вид транспорта, повторяться нельзя. Дети сидят в кругу. Воспитатель передает одному из играющих какой-нибудь предмет (камешек, желудь, кубик). Получивший его говорит, куда бы он отправился и на чем, и передает предмет рядом сидящему участнику. Так предмет переходит из рук в руки, пока не будет названы все средства передвижения. Дети вспоминают все: Лодки, плоты, упряжки оленей, ракеты. Словесная игра «Кто ты?» 3 Цель. Развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции на слово. Правила. Вставать надо после того, как названа роль. Ход игры. Воспитатель придумывает рассказ. Каждый играющий получает в этом рассказе роль. Если рассказывается, например, о поездке семьи то роли могут быть такими: мать, отец, мальчик, дедушка, бабушка, поезд, чемодан, билет. А как только роль в рассказе названа, ребенок встает, кивает головой и садится. Если он забудет встать вовремя, то он должен стать за столом и внимательно слушать, когда роль будет названа еще раз. Услышав ребенок должен кивнуть, потом он может сесть. Вначале надо рассказывать медленно, в определенных местах делать небольшие паузы. Игру можно усложнить, в этом случае ребенок должен внимательно слушать. Словесная игра «И я» 4 Цель. Развить у детей сообразительность, воспитывать выдержку, чувство юмора. Правила. Можно добавлять предложения в рассказе воспитателя только двумя словами: «и я». Быть внимательным. Ход игры. Воспитатель объясняет детям правила игры: - Я буду какую-нибудь историю. Когда я остановлюсь во время рассказа, вы скажите слово «и я», если дети слова подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу, поизносить их не надо 9кто произнесет, тот заплатит фант). Воспитатель начинает: «Иду я однажды к реке...» Дети: «И я». - Рву цветы, ягоды… - И я. - По дороге попадается мне наседка с цыплятами. (Дети молчат). - Они клюют зернышки… (Дети молчат). - Гуляют на зеленой площадке. - И я. - Вдруг налетел коршун. (Дети молчат). - Цыплята и наседка напугались... (Дети молчат). - И убежали. -И я. Если кто-нибудь не вовремя произнес слова «и я», это вызовет смех у детей, а ребенок, поспешивший с ответом, заплатит фант. Когда ребята поймут правила игры, они сами будут придумывать короткие рассказы и выполнять роль ведущего. Словесная игра «Фанты» 5 Цель. Упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопросы, быстро и правильно отвечать, избегая употребление запретных слов. Правила. Не употреблять запрещенные слова. Ход игры. Все участники садятся на стулья, поставленные в кружок или в ряд у стены. По считалочки одного из играющих выбирают ведущим. Ведущих обходит все желающих, останавливается перед одним из них и говорит: Бабушка прислала сто рублей: Что хотите то купите, Черного и белого не берите, «Да» и «Нет» не говорите! После этого они начинают вести разговор с играющим, задавая ему вопросы. Отвечать нужно быстро, а то играть будет не интересно. На вопросы можно отвечать все, что угодно, только не называть слов черное, белое, да, нет. Кто ошибется, дает ведущему фант. Ведущий старается, чтобы ребенок, которому задают вопросы, произнес хотя бы одно из запрещенных слов. Идет примерно такой разговор: - Какая на тебе рубашка? - Синяя. - Какая она синяя? Она белая! Отвечающий хочет сказать «нет», но нет, нельзя говорить. - Она зеленая! - Какая зеленая? Она черная! -Голубая! -Вот так голубая! Она же белая! И тут игрок оговаривается. «Нет, не белая!» - возражает он. За это ему дается двойное наказание, так как он сказал нет. И белая. Провинившийся, дает два фанта. Так ведущий обходит всех желающих. Одни не ошибаются долго, а другие сразу же ошибаются. После игры начинается выкуп фантов. Словесная игра «Скажи слово с нужным звуком» 6 Цель. Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления. Правила. Тот, кто не может назвать быстро и правильно слово на заданный звук и бросить мяч. Платит фант. Ход игры. Воспитатель говорит: - Придумайте слово со звуком а (бросает мяч любому играющему). Ребенок отвечает: - шапка, - и бросает мяч следующему игроку. Кто назвал слово медленно или нет в нем нужного слога, тот платит фант. Словесная игра «Так бывает или нет?» 7 Цель: развить логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Правила. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так бывает. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. (например. «Летом, когда солнце ярко светит, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». Словесная игра «Кто знает, пусть дальше считает» 8 Цель. Закрепить у детей умение правильно называть числа натурального ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; развивать быстроту мышления, слухового внимание. Правила. Начинать считать дальше после сказанного числа можно только после того, как поймаешь мяч. Считать до 10. Ход игры. Воспитатель становится в круг. В руках у него мяч. Он говорит: - дети сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Я буду называть число, а вы будете считать дальше до 10. Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как Лена будет считать? - Шесть, семь, восемь, девять, десять. - Правильно – говорит воспитатель, и бросает мяч другому играющему, называет любое другое число. Еще один вариант игры «До и после». Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «До пяти». Ребенок должен назвать числа до пяти, т. е. один, два, три, четыре. Если воспитатель скажет: «После пяти», - дети должны назвать числа: шесть, семь, восемь, девять, десять. Игра должна проходить в быстром темпе. Словесная игра «Было – будет». 9 Цель. Уточнить представление детей о прошлом, настоящем и будущем времени. Правила. Отвечать на слова стихотворения можно только словами: «есть», «было», «будет». Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихи А. Барто «Игрушки» хорошо служат этой цели. Например: Идет бычок качается, - Ой, досточка кончается, Вздыхает на ходу: Сейчас я упаду! Дети говорят: «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет. Затем воспитатель объясняет правила игры: - Дети я буду произносить слова, а вы отвечайте только мне одним словом из трех: «есть», «было», «будет» - тем, которые подходят по смыслу. Воспитатель произносит глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, дети отвечают. Словесная игра «Закончи предложение» 10 Цель. Учить детей понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном подборе слов. Правила. Предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка. Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы…» - и предлагает детям закончить его. Дети говорят: «…чтобы было тепло… чтобы пойти гулять…чтобы не замерзнуть». Отвечает тот на кого укажет стрелка. Воспитатель должен за ранее подготовить ряд предложений, например: «Мы зажгли свет, потому что…», «Дети надели панамки, потому что», «Полили рассаду, чтобы». Детям можно предложить самим придумывать незаконченные предложения. Словесная игра «Кто больше знает» 11 Цель. Развить память детей; обогащать их знания о предметах; воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность. Правила. Соревнование – кто больше назовет, как можно использовать предмет. Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся за стулья в кружок. Воспитатель говорит: - У меня в руке стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать? Дети отвечают: - Пить чай, поливать цветы. Измерять крупу. Накрывать рассаду. Ставить карандаши. Правильно, - подтверждает воспитатель и, если нужно, дополняет ответ ребят. – Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вспомните и назовите, что можно с ними сделать. Постарайтесь сказать как можно больше. Словесная игра «Найди рифму» 12 Цель. Учить детей подбирать рифмующиеся слова: пробуждать радость речетворчества. Правила. Подбирать рифмующие слова, отвечать по желанию. Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение и заметить, какие слова звучат в нем похоже: Там котик усатый, А козлик рогатый По садику бродит, за котиком ходит. Слова «усатый», «рогатый», «ходит», «бродит» выделяются интонацией – дети сказали. -Правильно, дети, эти слова звучат похоже, они рифмуются, - говорит воспитатель. _ а теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Найди рифму». Я буду произносить какое-либо слово, а вы подберите к нему рифму, т. Е. рифмующееся слово. Воспитатель за ранее подбирает слова, которые легко рифмуются. Если ребенок называет слово, которое не рифмуется, воспитатель предлагает послушать, как звучат оба слова и просит подобрать другое. Дети любят подбирать рифмующиеся слова. После такой игры у них появляется желание сочинять стихи. Словесная игра «От зернышка до булочки» 13 Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к хлеборобам; активизировать словарь: сеялка, борона, валкоподборщик, элеватор, комбайн. Правила. Отбирать маленькие карточки и закрыть ими клеточки можно после сигнала водящего. Ход игры. До начала игры дети рассматривают хлеб на поле. С детьми проводится краткая беседа о том, какой путь проходит хлеб до булочки, как много людей работает для того, чтобы у всех был хлеб. Хлеборобам помогают машины: трактор, комбайн; механизмы: сеялка, снегозадержатель, валкоподборщик, борона. - Сейчас мы поиграем так, чтобы вы вспомнили, как называют малыши, когда, какие машины работают. Посмотрите на эти картины! Воспитатель показывает три картины: поле ранней весной, летом и осенью. Дети объясняют, почему они так считают, что на картине такие времена года. - У нас сейчас будет три команды: «зернышко», «колосок» и «булочка» (в каждой бригаде по 2-3 человека). Картина, на которой изображено поле с весной, выдается бригаде «зернышки», поле летом – бригаде «колосок», поле осенью – бригаде «булочка». На столе лежат картинки с изображением разных машин, которые помогают хлеборобам. Вам нужно отобрать те, которые нужны в это время года. «Начинайте!» - объясняет правила воспитатель. – Выигрывает та команда, которая правильно, отберет, назовет машины и закроет ими пусты клетки. Словесная игра «Кем быть?» 14 Цель. Закреплять, углублять знания детей о разных видах селькохозяйственого труда; воспитывать уважение к труженикам села, желание брать на себя роли в творческих играх на тему труда сельскохозяйственных рабочих. Правила. О содержание картинки, на которую указывает стрелка, рассказывает ребенок, названным ведущим. Ход игры. Воспитатель в начале вспоминает с детьми о том, что они видели во время экскурсии на колхозном поле, на ферме, в свинарнике, в механической мастерской, на пастбище. Вспоминают, как помогали телятницам и свинаркам кормить и поить телят и поросят. (Заранее приготовлены фотографии, на которых изображены играющие дети: они трудятся как взрослые, в разных сферах сельскохозяйственного производства). Затем кладет на стол круг из плотной бумаги, по краям которого закреплены фотографии. Воспитатель объясняет правила: - Сейчас мы выберем водящего. Он будет вращать стрелку так, чтобы она показала на какую картинку, затем скажет: «Стрелка, покажи, а ты, Кристина, расскажи, что делают люди, изображенные на картинке. Кто правильно расскажет потом становится водящим. Словесная игра «Какой республики флаг?» 15 Цель. Закреплять знания детей о многонациональной нашей Родине, о том, что каждая республика имеет свой флаг, герб, что живущие в них люди говорят на своих национальных языках, имеют национальную одежду; воспитывать уважение к людям других национальностей. Правила. По картине, на которой изображены люди в разных национальных костюмах, узнавать национальность; находить картину с изображением флага и герба республики. Ход игры. Игра проводится после того, как детей познакомили сс несколькими республиками, с их символикой – флагами, гербами; с национальными костюмами, песнями, танцами, сказками. Дети внимательно рассматривают картинки, сравнивают между собой флаги, гербы, национальные костюмы. Затем воспитатель складывает все картинки и объясняет правила игры: надо по флагу республики найти герб и детей этой республики в национальных костюмах. Играющим раздается картинки. По команде «Начинайте!» дети подбирают правильный герб и картинку с изображением людей в национальной одежде. После того как все правильно подбирают картинки, воспитатель предлагает по комнате поискать некоторые предметы.. если кто-то из детей не смог найти и принести предмет, его просят станцевать национальный танец, спеть песню или назвать национальную сказку. Словесная игра «Из чего и кем сделано?» 16 Цель. Уточнять знания детей о том, что их платья и костюмы сделаны из хлопчатобумажной ткани. Правила. Слушать внимательно рассказ педагога, по ходу показывать картинку, иллюстрирующую рассказ. Ход игры. Для игры нужны картинки, изображающее хлопковые поля, хлопок (цветок с коробочкой хлопка); большие машины, отвозящие хлопок на фабрики, очищающие хлопок от семян; прядильно-ткацкие фабрики, ткачих, изготавливающих полотно; художников, делающих рисунки для тканей; печатные машины, наносящие рисунки на ткани. Образцы хлопчетобумажной тканей: ситец, сатин, бязь. Картинки, на которой нарисована разная одежда из ситца. До начала игры воспитатель раздает эти картинки, затем говорит: - Знаете ли вы, из чего сделаны ваши платья, костюмы? Посмотрите внимательно! Многие из них хлопчатобумажной ткани. Хлопок, из которого сшита одежда, растет там, где много тепла и солнца. Первое наше путешествие и будет в солнечный Узбекистан, где растет хлопок. (дети рассматривают растение хлопчатника и плоды – коробочки с белым пушистым хлопком). Эти коробки собирают и отправляют на очистительные фабрики. (Показ картинки). Там хлопок расчесывают щетками и пересылают на прядильные фабрики. Прядильные машины прядут нити и наматывают их на веретена. (Показ картинки). Из ниток ткачихи ткут ткань. Художник придумывает рисунки на ткань. Так получается ситец или сатин. Из этой ткани шьют разную одежду. Воспитатель в конце игры отмечает всех детей, кто внимательно слушал рассказ, своевременно показывал картинки. После этой игры можно предложить детям сшить для кукол одежду из ситца или сатина, из разных лоскутков. Словесная игра «Кто быстрее?» 17 Цель. Уточнять и расширять знание детей о видах спорта6 зимних и летних; воспитывать желание заниматься физкультурой, спортом, быстроту реакций на сигнал, находчивость; расширять словарь детей. Правила. Поиск предметов и картинок с изображением разных видов спорта начинать только по сигналу водящего. Выигравшей команде вручается флажок какой-либо находящегося поблизости спортивного общества. С этим флажком команда делает круг почета. Ход игры. Воспитатель беседует с детьми кротко о спорте, его видах, о чемпионах, известных детям, уточнять понятия «зимний» и «летний» виды спорта. Затем объяснять правила игры: - Мы сейчас разделимся на две команды, выберем считалочкой командиров. На одном столе вы видите картинку с изображением летнего вида спорта. Какой это вид спорта? - Это гребля, - отвечают дети. - Правильно. Посмотрим что нарисовано на другой картинке. - Это фигурное катание. - К какому виду спорта мы его отнесем? - к зимнему. Дальше воспитатель объясняет правила игры: - У нас в комнате лежат разные предметы, которые используются в спорте. Ваша задача – найти их и положить на свой стол. Воспитатель приглашает к себе двух командиров и на ухо сообщает им, что одна команда будет называться «зима», а другая «лето». Каждый из играющих подходит к командиру и тихо спрашивает: «в какую команду идешь: «зима» или «лето»? кончается сговор разделения детей на две команды так, чтобы играющих было поровну. Выиграют судью, ему вручают свисток. По сигналу судьи дети расходятся по комнате и ищут предметы и картинки, относящиеся к спорту, быстро кладут на свой стол, также по сигналу возвращаются на место. Вместе с судьей проверяется правильность отбора предметов (шарики, мячи, обручи, ракетки, воланы, лук, клюшка), и картинки, считают их количество. Команда собравшая большее количество предметов и картинок, награждается спортивным флажком и во главе с командиром проходит под песню (марш) по кругу. Все болельщики приветствуют ее. Словесная игра «Подбери эмблему воину» 18 Цель. Закреплять знание детей о том, что в Азии много родов войск, по эмблеме на одежде воина можно узнать, в каких восках он служит; воспитывать любовь и уважение к наших защитникам Родины, желание быть похожими на них, брать на себя роли воинов в творческих играх. Правила. По картинке с изображением воина определенного рода войск быстро находить эмблему, правильно называть, кому принадлежит эмблема: танкисту, летчику, пограничнику, медику, пехотинцу, моряку. Ход игры. Игра проходит интересно после того, как с детьми проведена работа по ознакомлению с воинами Армии: рассмотрены иллюстрации, прочитана художественная литература, проведена беседа. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: - Мы много читали о воинах Армии, рассматривали картины, узнавали, что в нашей Армии много разных родов войск. Как можно узнать, кто это солдат: летчик или моряк. Танкист или пограничник? Правильно, по военной форме. А еще как можно узнать? По эмблеме. Посмотрите на эти маленькие значки, которые у нас лежат в коробке. Дети рассматривают эмблемы. Видят маленький танк. Скрещенные молоточки, пропеллер. - Я сейчас покажу вам картинку, на которой изображен солдат, а вы найдите для него эмблему. Воспитатель показывает картинку с изображение танкиста, дети ищут и показывают эмблему танкиста, так постепенно находят эмблемы для всех воинов. Игра заканчивается тем, что по эмблеме находят на картинках всех воинов, называют род войск. Словесная игра «Умные машины» 19 Цель. Закреплять знания детей о том, что в работе люди помогают разные машины; учить группировать машину по одному признаку: по их назначению; упражнять в правильном названии машин, активизировать словарь детей: бульдозер, подъемный кран, «Скорая медицинская помощь», грузовой автомобиль. Снегоуборочная машина. Правила. Последовательность хода определяется брошенным кубиком. Отсчитывается число ходов фишками. Выигравшим считается тот, кто первым закрыл клетки своего игрового поля. Ход игры. Прежде чем начать игру, воспитатель проводит вместе с детьми рассматривание картинок, на которых изображены умные машины, помогающие людям в домашней работе: пылесос, электроутюг, мясорубка, стиральная машина; на строительстве: бульдозер, подъемный кран, экскаватор, землечерпалка, самосвал; на транспорте: трамвай, автобус, троллейбус, такси, самолет; машины, помогающие развозить грузы в магазины: «Хлеб», «Молоко», «Продукты», «Игрушки», «Хозтовары», «Мука». Проводится краткая беседа о разнообразии машин, используемые людьми для облегчения своего труда. Затем объясняются правила игры: передвигаться по игровому полю с помощью фишки, каждый раз отсчитывать, сколько кружков, сколько будет их указано на кубике. Победителем будет тот, кто не ошибется, правильно отберет картинки с нужными машинками и первый закроет кружки. Словесная игра «Похож – не похож» 20 Цель. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию Правила. Для сравнения предметов по представлению брать только два предмета; отвечать как признаки сходства, так и различия. Ход игры. Воспитатель посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «похож – не похож». Обращаясь к детям он говорит: - помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так: каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспомните. У меня в руках камешек, кому я его покажу тот и будет загадывать. Получивший камешек загадывает загадку, например такую: « Два цветка один с белыми лепестками и желтой серединой. Другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передает камушек другому из играющих. Тот должен быстро ответит и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры. Словесная игра «Отвечай быстро» 21 Цель. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать. Правила. Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово. Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: - сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он называет любой цвет и бросает следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет. «Зеленый» - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист», - отвечает Валя, и сказав «голубой» . бросает мяч Вите. «Небо», - отвечает Витя и говорит «желтый», бросает мяч следующему. Один и тот же счет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много. Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «деревянный», - и бросает мяч. «Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «дом», - отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной», - «Ложка». В следующий раз за основой признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», - отвечает тот и говорит другую форму, например. «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-нибудь форму. Одну и тоже форму можно предложить несколько раз, несколько предметов имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив назвать не один, а два или несколько предметов. Словесная игра «Кто больше назовет действий?» 22 Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией; активизировать словарь; воспитывать умение быстро думать. Правила. Назвать только одно действие человека данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, он ударяет мячом о пол, ловит его и затем бросает назад ведущему. Ход игры. Воспитатель перед игрой провести короткую беседу, уточняя понимание детьми слов профессия, действия. Затем говорит: - дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Анна Генадьевны, которая нам варит обед? (Дети отвечают: «Повар»»). Назовите какие вы профессии знаете. (Шофер, учитель, сапожник, летчик). Каждый человек, имеет профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? («Варит, чечет, жарит, перемалывает мясорубкой мясо, чистит овощи). Вот сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше назовет действий?». Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии. Воспитатель говорит слово «врач» и бросает мяч кому-нибудь из играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, лекарство, уколы, делает операции». «Портной» - наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет. Воспитатель называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий. Кто больше назовет действий, считается выигравшим. Словесная игра «Скажи по-другому» 23 Цель. Учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению. Правила. Назвать только одно действие человека данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, он ударяет мячом о пол, ловит его и затем бросает назад ведущему. Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет. «Большой», - предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский». «Красивый», - «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный». «Мокрый», - «Сырой, влажный». Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова. Имеющие, ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе. Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему определенные эпитеты. Так, к слову море дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенок, который вспомнит больше слов, нужно похвалить. Словесная игра «Подбери слово» 24 Цель. Развить у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова. Правила. Назвать только одно действие человека данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, он ударяет мячом о пол, ловит его и затем бросает назад ведущему. Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно сшить?». Ответы детей: «Платье. Пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу». «Штопать?» - «Носки, варежки, чулки шарф». – «завязывать?» - «Шапку, платок, шляпу, панаму. Бескозырку, фуражку, буденовку 2 – «Надеть?» - «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, колготки». Воспитатель называет за ранее намеченные слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу. Словесная игра «Кузовок» 25 Цель. Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность. Правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются но - ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку. Ход игры. Играющие, усаживаются за стол. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает: - Видите, дети, это кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? - Не знаем. - В этот кузовок будем складывать все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. (замок, платок, челок, шнурок, листок, носок. Воротничок, комок, колобок, крючок). Каждый положит в кузовок все что хочет, согласно правилу, и предаст своему соседу, тот то же что-нибудь поможет из вещей, название которых оканчивается на –ок, и передаст кузовок дальше. Запомнили условие? Начнем играть! Первый взял кузовок и сказал: - Кладу в кузовок цветок. Второй сказал: -А я –грибок, молоток, спичек коробок. - Шел, шел кузовок, и вдруг положили в него сапог, - продолжает игру воспитатель. Услышав это, дети говорят: - Не клади сапог в наш кузовок. - Почему? - Да потому, что сапог оканчивается на –ог, - отвечают дети. Кто обмолвился, отдает фант. Кузовок вновь передают из рук в руки. Игра заканчивается разыгрыванием фантов. Продолжая игру, можно назвать слова и с другим окончанием (на –ог, -ек), но условие остается то же: не ошибаться и не класть в кузовок предметов, в названиях которых другие окончания. Словесная игра «Только на эту букву» 26 Цель. Закреплять знание детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово. Правила. Назвать слова только на ту букву, которую выбрал ребенок. Кто ошибется и скажет слово не на задуманную букву, платит фант, затем отыгрывает его в конце игры. Ход игры. Воспитатель объясняет детям правила игры, обращая их внимание на то, что в игре надо быть очень внимательным. Каждый должен выбрать себе какую-нибудь букву, на вопрос ведущего находить и называть слово, которое начинается на выбранную букву. Например, Петя выбрал букву А. Водящий спрашивает его: - как тебя зовут? Что должен ответит Петя? Он должен назвать любое имя, которое начинается… На какую букву? - А! – отвечают хором дети: Алеша, Андрей! Убедившись, правила игры детьми усвоены и каждый выбрал себе букву, воспитатель продолжает игру, спрашивает ребенка: - какая твоя буква? -А. На следующий вопрос этот ребенок должен ответить словами с буквы А, быстро, не раздумывая. Воспитатель спрашивает: - Как тебя зовут? - Андрей. - Как твоя фамилия? - Андреевич. - От куда ты приехал? - Из Астрахани. - Куда ты едешь? - В Африку. - На чем ты поедешь? - на автобусе. - Что там растет? - Арбузы. - А еще что? - Абрикосы. - какие птицы водятся? - Аисты. - А какие звери? - Архары. - Кто тебя встретит дома? - Алеша. - Какой подарок ты ему привезешь? - Альбом. Затем воспитатель обращается к другому ребенку (букве) и задает ему подобные вопросы. Бывает так, что кто-то из детей игры на вопрос «Как тебя зовут?» назовет свое имя или ошибется в названии города, куда должен поехать, дерева, цветка, птицы, все играющие поднимают фанты. Если один и тот же участник ошибется и во второй раз. Его просят что-нибудь сделать: поскакать на одной ножке вокруг стола. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопросы ведущего.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 2002 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!