Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста (сообщение для воспитателей)

6 декабря 2014 -

Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста (сообщение для воспитателей)

Целевые прогулки

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. На такой прогулке выделяется основная задача – ознакомление детей с явлением или объектом природы для расширения и уточнения детских впечатлений.

Целевые прогулки кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона, например гнездованием грачей, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг, на пастбище и т.д. Кроме того, организуются прогулки, познавательное содержание которых ограничено (сбор ягод, цветов).

Целевые прогулки могут носить познавательный характер, например прогулка к месту гнездования грачей и др.

Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, оба взрослых должны хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни малышей. Младший воспитатель сопровождает детей в целевых прогулках, может подключиться и старший методист дошкольного учреждения.

Основной целью прогулок может быть и организация детской деятельности в природе, например сбор ягод в лесу (средняя группа), сбор цветов на лугу (с малышами).

Следует помнить, что при организации целевых прогулок с маленькими детьми важной является эмоциональная сторона.

На прогулках к наблюдениям могут привлекаться не все дети в зависимости от воспитательных задач; наблюдения по инициативе детей всемерно поощряются. В старшей и подготовительной к школе группах все большее значение приобретают длительные и систематические наблюдения природы.

Прогулки – походы

«Институтом усовершенствования» называют туризм, потому что он дает человеку знания, развивает ловкость, находчивость, выносливость, дарит здоровье и дружбу, воспитывает чувство ответственности за охрану природы и окружающего мира. Человек должен как можно раньше испытать радость путешествия, преодолеть как можно больше расстояний. Прогулки-походы закладывают у дошкольников стойкий интерес к туристическим походам в будущем, формируют необходимые навыки.

Прогулки-походы начинают проводить с детьми старшего дошкольного возраста. Также материал прогулок – походов можно использовать и в работе с младшими дошкольниками, если упростить содержание, сократить расстояния прогулок, снизить физические нагрузки.

Каждый поход должен стать эмоционально – значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные, интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.

В городских условиях сделать это непросто, однако при желании вполне возможно. В каждом городе есть скверы, парки, тенистые аллеи, небольшая речка или пруд, различные зоны отдыха, тихие улочки на окраинах с садами частных домов, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений и частью маршрута. Социальные объекты, такие, как библиотека, музей, стадион, магазин, почта, также включаются в план путешествий при условии, что дорога к ним будет проходить через зеленую зону города. Прогулки-походы целесообразно проводить один – два раза в неделю.

Воспитатель продумывает программу ознакомления с природой так, чтобы дети могли наблюдать последовательность сезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенно овладевать знаниями и элементарными умениями природоохранной деятельности человека.

В прогулках-походах важно предусмотреть оптимальные физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей.

Из всех форм организации физического воспитания в дошкольном учреждении именно прогулки-походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок.

Следует учесть, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большое значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха. Поэтому один и тот же маршрут может обеспечить разный уровень нагрузки.

Одной из задач прогулок-походов является совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей.

Разнообразие движений, используемых ребенком в своей деятельности, является важным показателем не только его двигательного, но и общего развития. Поэтому во время прогулок-походов предоставим детям возможность полной свободы движений. Уж если им посчастливилось оказаться в лесу, то пусть они взбираются на деревья, проверяя свою ловкость, крепость рук; состязаются в быстроте, силе, выносливости; достают высоко расположенную ветку, подпрыгнув с места или с разбега; перепрыгивают через канавку; бросают шишки, желуди, снежки в дерево, пень или как можно дальше. От взрослых требуется лишь одно – надежная страховка.

Прогулки-походы с дошкольниками непродолжительны, маршруты не отличаются сложностью, однако и для них нужна специальная экипировка. Необходимые предметы нужно подготовить заранее с расчетом на всех детей, определить место хранения этих предметов, уточнить обязанности взрослых по ремонту, гигиенической обработке снаряжения.

Отправляясь в поход, предусматривается одежда и обувь по сезону и погоде.

Похожие статьи:

СтатьиФГОС ДО о социально-коммуникативном развитии дошкольников

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1096 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!