Взаимодействие детского сада с семьей.

13 июля 2013 - Анастасия
article58.jpg

 Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с семьей не подлежит сомнению. Разделенность груза ответственности за образование ребенка, взаимодополняемость детского сада и семьи - стратегическая линия современного дошкольного образования.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Многие из них уже показали свою эффективность. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы в этой области. Мы бы хотели остановиться на одной из них, а именно: как сделать домашнюю предметную среду эффективно работающей на развитие дошкольника.

Прежде чем предложить один из возможных подходов к решению этой проблемы, необходимо остановиться на укоренившихся в детских садах направлениях взаимодействия с семьей, на педагогических традициях (если не сказать, предрассудках).

Первое направление - повышение уровня педагогической компетенции родителей через специальные лекции, семинары, пособия, раскрывающие особенности развития ребенка-дошкольника и предлагающие приемы соответствующей образовательной работы. Все это очень полезно, пока не выходит за рамки здравого смысла и не превращается в навязчивое стремление сделать из родителей педагогов или психологов. Во-первых, это невозможно, потому что у родителей есть своя работа, которой они отдают силы и время. Во-вторых, в исключительных случаях, когда родители слишком погружаются в профессиональную сферу педагогики и психологии (как правило, на уровне "полузнайства"), жизнь ребенка превращается в ад, поскольку разрушается целостная эмоциональная домашняя ситуация (ребенок и в детском саду, и в семье оказывается под давлением "педагогических" требований).

Второе направление - привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий (дней здоровья, совместных сезонных и тематических праздников для взрослых и детей, семейных клубов и т.п.). Это тоже полезная работа, но, к сожалению, она часто вырождается в чисто развлекательные мероприятия, критериями успешности которых для педагогического персонала детского сада становятся их внешняя броскость и массовость (это и есть превращение полезного дела в предрассудок). На подготовку таких мероприятий тратится много времени и сил воспитателей и детей (если подсчитать время, затраченное на репетиции, можно представить, сколько содержательной жизни отнято у тех и других).

Признавая важность обоих направлений работы, если они не превращаются в педагогические предрассудки, хотелось бы обратить внимание еще на одно возможное направление взаимодействия детского сада с семьей, которое может помочь в решении поставленной проблемы. Казалось бы, какое тут особое направление. Если родители не имеют представления о том, как организовать предметную развивающую среду дома, можно предложить им рекомендации, содержащие перечни материалов. Однако практика показывает, что такие перечни - необходимое, но не достаточное условие. Важно, чтобы эти материалы "заработали". Действительно, во многих семьях предметные материалы, предназначенные для развития дошкольника, имеются, но они не задействованы в полную силу. Обычно родители, снабдив ребенка игрушками и развивающими пособиями, считают, что их миссия выполнена ("пусть играет").

Задача детского сада, порекомендовав родителям необходимый развивающий материал, помочь раскрыть его возможности - показать, как можно использовать его в непосредственном повседневном партнерстве с ребенком.

Такое взаимодействие педагогов с родителями должно строиться как обычная содержательная работа, а не как массовое, зрелищное мероприятие.

Учитывая, что у взрослых нет лишнего времени, эту работу надо сделать компактной, но эффективной. Было бы неоправда-но для каждой игрушки или развивающего материала создавать ситуации, привлекающие внимание родителей.

Здесь мы усматриваем другой выход. В каждом виде детской деятельности есть некоторые ключевые точки ее усложнения. Как правило, они связаны с освоением детьми нового типа предметов (материалов), который поддерживает новые, более сложные способы деятельности. Такие предметы (материалы) в определенном смысле универсальны; они таят в себе множество возможностей их использования и как бы традиционно входят в жизнь ребенка. Однако кажущееся естественным присутствие этих простых предметов в каждом доме приводит к тому, что взрослые перестают замечать их развивающее значение, стремясь, вслед за сиюминутными движениями моды, к новым, экзотическим материалам, хотя развивающее значение последних неизмеримо ниже, а зачастую и вовсе отсутствует.

Говоря о развивающем значении простых вещей, не мешает вспомнить Фридриха Фребеля с его "дарами"; ведь они не случайно остались в педагогике как "след" его системы. Конечно, в соответствии с современными научными знаниями, таких значимых для развития дошкольника предметов (материалов) мы в настоящее время найдем побольше.

Можно привести примеры предметов (материалов), ключевых для разных видов детской деятельности: кукла и игровой макет - для игровой; пирамидка и мозаика -для познавательно-исследовательской; пластилин и конструктор - для продуктивной; мяч и скакалка - для двигательной активности и т.п.

Определив для каждого вида деятельности небольшой круг ключевых предметов (материалов), необходимо построить вокруг них ключевые ситуации, в которые педагоги будут вовлекать родителей, открывая для них развивающие возможности этих предметов.

Конкретная форма ключевых ситуаций зависит от специфики каждого вида деятельности. Например, это может быть непосредственное "втягивание" родителей в совместную деятельность с детьми (в сюжетную игру, рисование, конструирование), обсуждение с детьми и родителями продуктов детской деятельности и т.п.

Характерной чертой этих ключевых ситуаций должна быть их камерность - расчет на очень небольшую подгруппу родителей (возможно, даже одного), чтобы голос каждого мог быть услышан. Еще одна характерная черта - лаконичность ключевых ситуаций. Следует придерживаться принципа: одна ключевая ситуация - один предмет (материал), чтобы родители могли "почувствовать" его. Чрезмерная перегруженность ситуации информацией может привести к распылению внимания и к нулевому эффекту.

Выделив и описав такие ключевые ситуации, мы дали бы хорошую подсказку воспитателям для налаживания сотрудничества с семьей.

Более того, ключевые ситуации могут быть адаптированы и для специалистов детского сада: педагогов по изобразительной деятельности, по физическому воспитанию, психологов. Это поможет более широко привлекать специалистов к работе с родителями, которой они обычно избегают из-за недостаточной методической оснащенности.

Предлагая такой подход, мы имеем в виду не замену (а тем более разрушение) традиционных форм взаимодействия детского сада с семьей, а кропотливую работу по постепенному формированию новых традиций, уравновешивающих ранее сложившиеся.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 733 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!